22 декабря 1906 года состоялось первое театральное представление на татарском языке. Эта дата отмечается как день рождения Татарского государственного театра им. Г. Камала.

Календарь Татарстана

Габдулла Тукай и труппа «Сайяр» /худ. Виктор Федоров . Холст, масло | 1986г.

В этот день были представлены пьесы «Жалкое дитя» и «Беда из-за любви». Хотя эта дата считается днем рождения татарского театра, известно, что еще в конце XIX столетия были написаны первые татарские пьесы, которые ставились на сценах школ-медресе и домашних театров.
Уже в начале XIX века появились первые татарские любительские театральные труппы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «БИЧАРА КЫЗ (Несчастная девушка)» была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси.

По официальной версии, первый публичный спектакль на татарском языке состоялся в Казани 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба (ныне улица Горького дом 3). Актеры-любители представили драму турецкого автора Намика Кемаля «Жалкое дитя», а во втором отделении — комедию «Горе от любви», также переведенную с турецкого языка. До революции театральные представления были традиционно двухчастными, то есть сначала играли полномасштабный спектакль, а напоследок какую-нибудь одноактную пьеску — водевиль или фарс. 
Но фактически первый татарский спектакль был сыгран на широкую публику 5 мая 1906 года в зале союза приказчиков (ныне улица Большая Красная дом 29). Разрешение на это испросил у городских властей статский советник Ибрагим Терегулов, входивший в литературно-художественный кружок «ШИМБӘ (Суббота)», который собирался в домах татарской интеллигенции — Ахмеровых, Терегуловых, Саиновых и Габитовых. Обычно — по субботам, отсюда и название кружка. Теперь уже трудно сказать, кому первому из «субботян» пришла в голову мысль не только устраивать читки вслух новых произведений, но и ставить домашние спектакли. И всем эта идея понравилась. 
Первой профессиональной татарской труппой, ставшей зародышем ТГАТ, была «САЙЯР (Странствующий)». Название для труппы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай. Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский. Со спектаклем по пьесе Александра Островского «В чужом пиру похмелье» в переводе на татарский язык труппа впервые выезжает на гастроли по городам России. Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев, ставший ее руководителем и еще при жизни названный «отцом татарского театра». В 1907 году в труппу пришла Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, первая женщина, взошедшая на сценические подмостки не только в театрах тюркоязычных народов, но и во всём мусульманском мире. 
Труппа «Сайяр», т.е. «Передвижник» (так назвал труппу народный поэт Габдулла Тукай в 1908 году), с первых же шагов стала важным очагом распространения просвещения, культуры, демократических устремлений среди народа. 
Начиная с 1911 года “Сайяр” работает в помещении Восточного клуба в городе Казани. В 1912 году из труппы “Сайяр” уходит С.Гиззатуллина-Волжская и формирует в Уфе вторую татарскую труппу “Нур” (“Луч”), костяк которой составляют известные артисты Бари Тарханов, Касим Шамиль, Мухтар Мутин. В 1915 году Валиулла Муртазин-Иманский организовывает в Оренбурге третью татарскую труппу “Ширкат” (“Товарищество”), где начинают свой путь Халиль Абжалилов и Фатыма Ильская. После революции В.Муртазин-Иманский становится основателем профессионального башкир-ского театра в г. Уфе. Позднее татарские театры организовывались в городах Москве, Астрахани, Баку, Троицке, Уральске, Свердловске, Челябинске, Санкт-Петербурге и других городах. Татарские артисты и режиссеры оказывали большую помощь в создании национальных театров республик Средней Азии, Казахстана, а также многих других народов тюркского мира. 
В труппу “Сайяр” приходят новые силы: Гульсум Болгарская, Карим Тинчурин, Нагима Таждарова, Нафига Арапова, в 1917 году из города Санкт–Петербурга была приглашена Ашраф Синяева, окончившая драматическую школу при Императорском Александринском театре. В афише театра наряду с шедеврами национальной классики “Банкрот” Галиасгара Камала, “Первые цветы” Карима Тинчурина, “Галиябану” Мирхайдара Файзи, “Зулейха” Гаяза Исхаки и других постоянно присутствуют произведения русской и зарубежной классики. С театром сотрудничают композитор Султан Габяши, художник Сабит Яхшибаев, критик и переводчик Габдрахман Карам. 
Первым делом новый художественный руководитель начинает формировать труппу. Из Оренбурга приезжают его ученики по Самарской студии – актер Мифтах Абсалямов, актер и драматург Тази Гиззат, актер и режиссер Асгат Мазитов. Из разных городов Сибири и Урала, Нижнего Поволжья были приглашены Зайни Султанов, Ситдик Айдаров, Камал III, Шакир Шамильский, Бари Тарханов и Мухтар Мутин. Вместе с бывшими “сайяровцами” – Гульсум Болгарской, Нафигой Араповой, Камалом I, Камалом II, Касимом Шамилем, Хамитом Кульмаметом, Джалялом и Сарой Байкиными – они создают ядро труппы театра имени Красного Октября. В 1922 году из Оренбурга по приглашению художественного руководителя приезжает молодой дирижер армейского оркестра Салих Сайдашев, из Тамбова на должность суфлера – юный поэт Хади Такташ. 
В 1923 году в г. Казани открывается театральный техникум, педагогами которого становятся ведущие мастера татарской сцены. В 1926 году труппа пополняется первыми выпускниками техникума (Галия Булатова, Галия Нигматуллина, Галия Кайбицкая, Хаким Салимжанов и др.). 
В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, Героев труда, а сам театр получает статус “Академический”. 
Еще много интересного в группе Календарь Татарстана
Подписывайтесь https://vk.com/tatarstanbayram
#доброеутроказань#татар#болгар#татарстан #тарих #татарлар#казанскаягуберния

4+
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *